далее: Путешествие в Белек
В Турции открыли первый в мире подводный тоннель, соединяющий 2 континента. Мечта султана, жившего 150 лет назад, воплотилась в жизнь в мега-проекте за 3 млрд евро.
Тоннель Мармарай проходит под проливом Босфор, соединяющим Черное и Мраморное моря и разделяющим Стамбул на азиатскую и европейскую части. Протяженность строения составляет 13,6 км, включая часть, находящуюся под водой (1,4 км).
Тоннель является одним из крупных инфраструктурных проектов, находящихся под контролем правительства в лице премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Новые объекты положительно сказались на экономике. Однако была и негативная реакция со стороны общества.
На церемонии открытия тоннеля Эрдоган заявил: «Я очень хочу, чтобы Мармарай, который мы сейчас откроем, в будущем принес пользу Стамбулу, государству и всему человечеству».
Чиновники надеются, что через тоннель ежедневно будет перемещаться огромное количество людей (приблизительно 1,5 млн человек). Благодаря новому строению дороги Стамбула (особенно на 2-х мостах, соединяющих части города) будут частично разгружены. Более отдаленной мечтой является то, что тоннель может стать частью нового железнодорожного маршрута для путешественников, желающих попасть из Западной Европы в Китай и обратно.
Подводная часть тоннеля не была вырыта. Ее секции просто опустили на морское дно. Использовался подводно-ламповый метод, который известен во всем мире.
Турецкие чиновники говорят, что тоннель находится на глубине 55 м. Это самое глубокое железнодорожное строение данного типа в мире.
Строительство было начато в 2005 году. Предполагалось, что тоннель будет возведен через 4 года. Однако строительство было отсрочено из-за важных археологических находок, имеющих отношение к IV веку.
Тоннель находится в области повышенной сейсмической активности. Бинали Йылдырым, являющийся министром транспорта в Турции, решил развеять страхи жителей государства. Он заявил, что тоннель может выдержать подземные толчки магнитудой 9,0 баллов. Министр назвал новое строение самым безопасным местом в городе. Секции подземной железной дороги соединены гибкими элементами, которые не повреждаются от сильных ударов.
Султан Абдул-Меджид рассказал о своей идее тоннеля под Босфором примерно полтора столетия назад. Абдул-Хамиду, являющемуся преемником султана, архитекторы представили в 1861 году предложения. Однако все планы не были воплощены в жизнь.
Тоннель является одним из крупномасштабных проектов господина Эрдогана. В их число также входят: отдельный тоннель для легковых автомобилей, построенный под Босфором, третий по счету мост через водное пространство, самый большой в мире аэропорт и канал в обход пролива.
Проекты вызвали у общества негативные эмоции. Люди обвинили правительство в том, что оно пытается изменить город без консультаций с общественностью. Именно поэтому в июне Турцию охватили протесты.
В мире есть несколько подводных тоннелей, на которые необходимо обратить внимание. Например, в Японии есть сооружение Сэйкан, которое связывает острова Хонсю и Хоккайдо. Данный тоннель является самым глубоким в мире. Он расположен на глубине 140 м ниже морского дна и 240 м ниже уровня моря. Также стоит упомянуть о тоннеле под Ла-Маншем. Он связывает Великобританию и Францию. Строение располагается на глубине 75 м ниже уровня моря.