С очередной схемой сравнительно честного отъема денег у пассажиров столкнулись в последние месяцы клиенты практически всех российских авиакомпаний. Перевозчики стали массово включать без явного согласия пассажира страховку при покупке билета на своих сайтах, что оборачивается для многих пассажиров потерей нескольких сотен, а иногда и нескольких тысяч рублей, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Схема проста — в процессе оформления билета заявленная ранее на этапе выбора рейса цена внезапно увеличивается на стоимость страхового полиса. Перевозчики стараются делать это незаметно для покупателя: в итоговой сумме обычно меняются лишь 1-2 цифры, так что спешащий или незнакомый с этим трюком пассажир может легко упустить это из виду и оплатить завышенную стоимость билета.
Эпидемия массово распространилась в последние месяцы и захватила все сколько-нибудь значимые российские авиакомпании. У «Аэрофлота», «России» или «Авроры» попавшийся в ловушку пассажир рискует потерять 300 рублей на любом перелете, у «Сибири» (S7 Airlines) — 170 в одну сторону и 299 туда-обратно или на пересадочном маршруте, у «Уральских авиалиний» — 270 и 430 соответственно, у UTair — 300 на каждом полетном сегменте (то есть 600 туда-обратно или 1200 при пересадочном полете туда-обратно), у «Победы» — 199 рублей на каждом сегменте, у «ВИМ-авиа», Red Wings, Nordstar, «Ямала» и ряда других перевозчиков, использующих систему «Сирена» — 200 на каждом сегменте (то есть 400 туда-обратно и 800 при пересадочном полете туда-обратно).
Если в бронировании несколько пассажиров, то сумма потерь умножается на их число. Таким образом, семья из нескольких человек может легко потерять несколько тысяч рублей на ненужной им услуге. Страховщиком во всех этих случаях выступает «АльфаСтрахование» (исключение — сайт UTair, где продаются полисы «Сургутнефтегаза»).
Суммарные потери угодивших в этот капкан пассажиров (и легкие доходы наживающихся на этом авиакомпаний и страховщиков) составляют, вероятно, миллионы рублей ежемесячно. Однако российские власти, в том числе транспортные и антимонопольные регуляторы, продолжают закрывать глаза на эту схему.
Включение в билет по умолчанию различных необязательных услуг, в том числе страховок, давно запрещено законодательно в Евросоюзе и ряде других стран (при этом многие российские перевозчики, продавая на своих сайтах билеты из стран Евросоюза с включенной по умолчанию страховкой, нарушают это законодательство и могут стать объектом внимания зарубежных контролирующих органов). Российское законодательство пока никак прямо не регулирует проблему, что позволяет авиакомпаниям и страховщикам эксплуатировать этот пробел.
Изначально эта рассчитанная на невнимательность пассажиров схема появилась в 2014 году у «Аэрофлота» и его дочерних компаний. В минувшем году включением страховки по умолчанию занялась «Сибирь», в нынешнем — «Победа» и ряд других перевозчиков.
Пока защититься от этой схемы пассажир может главным образом внимательной проверкой всех аспектов бронирования при использовании сайтов авиакомпаний. В том числе следует всегда проверять в момент ввода данных своей банковской карты соответствие итоговой суммы ранее указанной при выборе рейса. Чтобы не стать жертвой страхового трюка, в большинстве случаев требуется убрать заранее проставленную отметку с пункта о страховке. При этом у разных перевозчиков страховка появляется на разных этапах бронирования: у большинства на этапе выбора дополнительных услуг, а например, у «Аэрофлота» — на странице оплаты заказа.
Если пассажир все же попался в ловушку и оплатил ненужную ему страховку, от нее тем не менее можно отказаться. В этом случае следует до начала перевозки заявить авиакомпании об отказе от страховой услуги и потребовать возврата денег за страховку.