Российские железные дороги намерены расширить с 1 июня число маршрутов, на которых действует так называемая система динамического ценообразования, в просторечье именуемая также «динамо». Напомним, что на этих направлениях нет фиксированных цен в вагонах купе и СВ: цены варьируются РЖД от и до любых желаемых железнодорожниками значений. Количество таких линий с 1 июня возрастет с нынешних 33 до 54, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Cреди новых «динамо»-направлений по-прежнему преобладают линии, начинающиеся в Москве или Санкт-Петербурге. Однако теперь они разбавлены четырьмя маршрутами по югу России. Ранее нестоличной была только одна «динамо»-линия — между Владивостоком и Хабаровском. Остальные 49 маршрутов обслуживают столицы.
С 1 июня на «динамо»-систему будут переведены поезда из Москвы в Анапу, Ставрополь, Брянск, Белгород, Курск, Липецк, Тамбов, Киров, Кострому, Северодвинск, Йошкар-Олу и Уфу, из Санкт-Петербурга в Мурманск, Петрозаводск, Казань, Уфу и Белгород, а также из Ростова-на-Дону в Адлер и Кисловодск и из Адлера во Владикавказ и Кисловодск.
Напомним, что в минувшие годы «динамическими», помимо Владивосток — Хабаровск, стали линии из Москвы в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Адлер, Кисловодск, Екатеринбург, Волгоград, Воронеж, Смоленск, Самару, Казань, Чебоксары, Архангельск, Мурманск, Астрахань, Владикавказ, Новороссийск, Саратов, Ульяновск, Пензу, Ижевск, Череповец и Петрозаводск, а также из Санкт-Петербурга в Адлер, Кисловодск, Волгоград, Самару, Воронеж, Нижний Новгород, Новороссийск, Владикавказ и Ижевск.
Таким образом, практически все значимые внутренние маршруты из столиц не имеют теперь фиксированных тарифов в купе и СВ. Напомним, что «динамо»-система приводит к непредсказуемости цен для пассажира: тариф купе нефирменного поезда может оказаться ниже плацкарта (это случается обычно на старте продаж за 44 дня до отправления), а может достигать космических величин — например в периоды высокого спроса.
Более того, все так называемые фирменные поезда на «динамо»-маршрутах несут для пассажира дополнительную финансовую нагрузку. В них перевозчик применяет трюк: все купейные и СВ-вагоны фирменных поездов имеют категорию так называемой повышенной комфортности, иначе именуемой «вагоны с услугами». Напомним, что эти «услуги» означают навязанное питание (обычно в виде сухого пайка и абсолютно не стоящее взимаемых за это нескольких сотен рублей), а также дорожный набор и газеты — как правило, безнадежно устаревшие и без возможности выбора изданий пассажиром. При этом практически все эти вагоны до введения динамического ценообразования числились совершенно обычными, и билеты в них продавались по стандартной цене без всяких навязанных услуг.
Как известно, со времени начала введения «динамо»-системы в марте 2013 года пассажиропоток дальних поездов РЖД стал стремительно уменьшаться. Процесс идет по нарастающей — уже два года подряд практически ежемесячно фиксируется падение перевозок на 5-10%. Возможно, впрочем, что на финансовых результатах падение перевозок не отражается благодаря высоким тарифам. Правда, год назад в РЖД заявили о снижении среднего купейного тарифа в «динамо»-поездах примерно на 10%.