Сeйчaс прaвилa oтдeльныx aвиaкoмпaний пoпрoсту тoрпeдируют прoдaжи в aэрoпoртoвыx мaгaзинax, и тeм сaмым пoдрывaют бизнeс aэрoпoртoв и иx тoргoвыx тoчeк. Eсли, к примeру, ФAП будут гaрaнтирoвaть прoвoз лишь 5 килoгрaммoв (тaкaя нoрмa ручнoй клaди кoгдa-тo былa в сoвeтскoм прaвe), тo этo дeлaeт пoчти бeссмыслeнным испoльзoвaниe мaлыx кoлeсныx сумoк. A вoт рaсxoды пaссaжирoв в случae, eсли Минтрaнс нe oбeспeчит им дoстoйныe гaрaнтии бесплатного провоза ручной клади — очевидно возрастут. У целого ряда компаний («Сибирь» (S7 Airlines), UTair и другие) пассажиры с несдаваемыми билетами и сейчас фактически не могут бесплатно сдать багаж (но могут взять пока еще гарантированные 10 килограмм в салон). И стало быть, весь возможный эффект удешевления билетов этими перевозчиками (в общей сложности они составляют большинство крупных авиакомпаний в России) уже исчерпан при вводе ими самих безбагажных тарифов полтора года назад. Кроме того, большую часть видов сумок вообще невозможно будет провезти бесплатно, включая любые рюкзаки, пакеты, малые колесные сумки и тому подобное. Проблема тут в том, что ФАП пока вообще не содержат самого отдельного понятия «ручная кладь» — в них она все еще является частью понятия «багаж». У остальных нормы начинаются от 10 килограмм (либо 7-8 килограмм плюс сумка с ноутбуком), а у некоторых доходят до бесконечности (единственное требование — чтобы пассажир мог без посторонней помощи положить тяжелую сумку на багажную полку). Собственно, норму в 5 килограмм не использует в мире почти никто. В случае, если Минтранс успеет изменить ФАП, то какие-то гарантии могут и быть, однако все будет зависеть от сути этих изменений. Весьма вероятно, что по итогам изменений в Воздушный кодекс министерство транспорта скорректирует и ФАП (иначе получится правовая коллизия), однако гарантий этого нет. В случае, если Минтранс не успеет изменить ФАП до вступления в силу поправок в Воздушный кодекс (это 60 дней со дня опубликования, то есть теоретически может быть уже в середине или конце осени), то пассажиры с несдаваемыми билетами лишатся вообще всех гарантий бесплатного провоза с собой чего бы то ни было, за исключением оговоренного ФАП списка бесплатных предметов. Сейчас минимальная бесплатная норма провоза багажа составляет 10 килограмм, при этом не уточняется, предоставляется ли она в сдаваемом багаже или в ручной клади. Напомним также, что одна из основных европейских бюджетных авиакомпаний Wizzair только что заявила об заявила об отказе платы за ручную кладь.Позиция Минтранса. Кроме того, 24 из 30 проверенных перевозчиков разрешают дополнительно к основной бесплатной норме провозить сумку с ноутбуком или вторую небольшую сумку. В частности, полгода назад заместитель министра транспорта Валерий Окулов заявил Travel.ru, что раз ручной кладью занимается сам пассажир, то авиакомпании не несут никаких расходов по ее обработке и не должны взимать за нее плату или излишне ее лимитировать. Они сами по себе весят примерно половину такой нормы, и для полезного содержимого тогда останется всего 2-3 килограмма. Однако маловероятно, что чиновники вообще об этом вспомнят. Кроме того, неизвестно, какие именно изменения внесет Минтранс и какие именно гарантии по провозу ручной клади получат пассажиры с несдаваемыми билетами. Список формально не так мал, однако эти предметы пассажиру придется нести отдельно (либо в индивидуальной упаковке), а вот сложить их в сумку не получится. Госдума приняла поправки в Воздушный кодекс, разрешающие авиакомпаниям лишать пассажиров с несдаваемыми билетами права на бесплатный провоз багажа. Не вполне ясно, почему новая версия Воздушного кодекса привязывает отсутствие бесплатного сдавамого багажа именно к несдаваемым билетам. Это может привести к резкому удорожанию авиаперелетов в России, полагает соб.корр. Однако у некоторых авиакомпаний несдаваемые билеты есть даже в бизнес-классе, и стало быть, теоретически (хотя и маловероятно) такие пассажиры тоже могут оказаться без багажных гарантий. Если новая версия ФАП будет содержать норму ручной клади менее 10 килограмм (или не будет ее содержать вовсе) — очень многим пассажирам придется платить за провоз вещей в салоне самолета, и стало быть, для них авиаперелеты станут значительно дороже. Итог. Не исключено, что это сделано попросту за неимением лучшего критерия для определения наиболее дешевых тарифов и для блокирования распространения безбагажных вариантов на все прочие билеты. Мировой опыт. В Минтрансе норму в 5 килограмм, фигурировавшую в прежней версии законопроекта, тоже считают неверной. В то же время «Аэрофлот», действуя в интересах дочерней компании «Победа», которой недавно запретили применять незаконные ограничения ручной клади, резко высказался за лишение пассажиров любых гарантированных норм. Так или иначе, теперь наличие или отсутствие гарантий для пассажиров с несдаваемыми билетами (а их на регулярных линиях не менее половины) зависит исключительно от действий Минтранса. Напомним, что список включает портфель, компьютерную или дамскую сумку, букет цветов, фотоаппарат, видеокамеру, компьютер, верхнюю одежду и некоторые мелкие предметы вроде зонтика или трости. Каждая авиакомпания толкует это по-разному, но суды считают, что сейчас у пассажира есть выбор — везти эти 10 килограмм в салоне или сдавать в багаж.Новый законопроект фактически отменяет право пассажира с невозвратным тарифом на эти 10 килограмм, однако при этом еще и вводит отдельное понятие ручной клади. Travel.ru.Суть нововведений. Также стоит помнить, что несколько лет назад поправки, разрешающие продавать сами несдаваемые билеты, проталкивались под тем же соусом якобы снижения тарифов — которого в реальности, разумеется, не произошло. Правда, это также будет зависеть от политики конкретных авиакомпаний — возможно, что некоторые из них проявят здравый смысл и сохранят приемлемую норму ручной клади для своих пассажиров.Напомним, что Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), объединяющая все крупные российские авиакомпании, кроме группы «Аэрофлот», считает необходимым сохранить гарантированную бесплатную норму в 10 килограммов, но дать возможность перевозчикам определять, относится ли она к ручной клади или сдаваемому багажу (и очевидно, все участники АЭВТ выбрали бы ручную кладь). В то же время на собственных рейсах «Аэрофлот» намерен сохранить бесплатную норму багажа, составляющую у него сейчас 23 килограмма. Нововведения подаются под видом «удешевления билетов», однако на практике никакого удешевления, разумеется, не произойдет. Как установил в недавнем исследовании сайт Aviablogger.com, проверивший нормы 30 крупных зарубежных перевозчиков (как обычных, так и всех основных бюджетных), 5 килограмм применяют только два из них. Будущая версия Воздушного кодекса в итоге не будет содержать никаких гарантий бесплатного провоза сдаваемого багажа для пассажира с невозвратным билетом, а за гарантиями по ручной клади отправит к Федеральным авиационным правилам (ФАП).Ситуация неопределенности. Оттого, что пассажиры, допустим, смогут брать в салон меньше ручной клади — расходы перевозчиков никак не изменятся, и никакой базы для удешевления тут нет. Также представляется крайне желательным, чтобы Минтранс гарантировал в новой версии ФАП бесплатный провоз пассажирами товаров, купленных в аэропортовых магазинах после прохождения контроля безопасности.
Отмена бесплатного багажа грозит резким удорожанием авиаперелетов
Предыдущая запись