Федеральное агентство по туризму РФ (Ростуризм) разработало памятку для туристов, чтобы защитить их от мошеннических схем турфирм-однодневок. В разгар сезона отпусков злоумышленники активизируются, и в ведомство еженедельно поступает по несколько жалоб от россиян, заплативших деньги за путевку, но так и не улетевших на отдых. Чтобы избежать неприятностей, Ростуризм советует туристам:
1. Поинтересоваться репутацией турфирмы, прежде чем покупать у нее тур, почитать отзывы в интернете, воспользоваться рекомендациями знакомых.
2. Позвонить в турфирму и убедиться в том, что сотрудники владеют исчерпывающей информацией о продукте, который предлагают.
3. Изучить терминологию рынка: туроператор — это компания, создающая турпродукт и обеспечивающая оказание услуг туристам, а турагент — фирма, которая продает турпродукт, сформированный туроператором. Именно туроператор несет ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации турпродукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.
4. Найти турфирму в Едином федеральном реестре туроператоров. Если компании там нет — она не имеет права работать на российском туристическом рынке.
5. Проверить, есть ли турфирма в Реестре турагентств. В этом году в него вступают добровольно те компании, которые давно и надежно работают на рынке. Со следующего года внесение в реестр станет обязательным. Если турфирма есть в нем уже сейчас — это хороший знак.
6. Уточнить, входит ли турагент в состав агентской сети. В этом случае работа компании правомерна, а сведения о ней также будут содержаться в реестре турагентств.
7. Оценить обстановку в офисе туристической компании. Если дела идут плохо — это заметно по интерьеру, качеству полиграфии рекламных буклетов и стилю общения сотрудников с клиентами и друг с другом. Кроме того, на видном месте у туроператора всегда висит свидетельство о внесении сведений в Единый федеральный реестр с указанием реестрового номера.
8. Не «покупаться» на слишком низкие цены — они должны насторожить. Если компания необоснованно занижает цены, то возможно, она и не собирается отправлять туристов на отдых, или же демпинг является последней попыткой спасти «умирающий» бизнес, а это значит, что турфирма может приостановить свою деятельность в последний момент. При этом «горящие путевки» — нормальная практика. От обычных они отличаются близким сроком вылета.
9. Внимательно читать договор об оказании туристских услуг. В нем не должно быть туманных формулировок. В добросовестных турфирмах все, что было обещано на словах, подтверждается документально.
10. Розыгрыши путевок и лотереи с такими призами — еще один способ вытащить деньги из кармана туриста. Как правило, сотрудники турфирмы сообщают доверчивому покупателю, что он выиграл двухнедельное путешествие на двоих на экзотический остров с проживанием в пятизвездочном отеле, но, чтобы отправиться туда, нужно оплатить дорогу. Разумеется, стоимость перелета оказывается выше цены путевки, а пятизвездочная гостиница может превратиться в хостел далеко от моря. Ростуризм советует сразу отказываться от общения с представителями таких турфирм.