В Темрюкском районе Краснодарского края в прошлом году собрали 167 тонн винограда — треть от всего российского урожая. На Тамани работают 18 винных заводов, и почти половина из них имеют собственные дегустационные залы и проводят познавательные экскурсии для туристов. Корреспондент Travel.ru посетил крупнейшие заводы — «Фанагорию» и «Кубань-Вино» (бренд «Шато Тамань»), а также «Гебею» — первый дегустационный зал, открытый «Кубанской винной компанией».
Винный туризм в России только начинает развиваться. Посещение крупного завода очень интересно, но совсем не похоже на путешествие по живописным винным маршрутам Франции от одного частного хозяйства до другого. Небольшие винодельни на Тамани и в районе Анапы тоже есть — к примеру, в поселке Натухаевская живет и работает швейцарский винодел Рено Бюрнье вместе со своей русской женой Мариной: они специализируются на сорте винограда «красностоп». Энтузиасты уже организовывают экскурсии по хозяйствам «гаражных» виноделов, однако это вариант подходит только для тех, кто интересуется вином и разбирается в нем, а «Кубань-Вино», «Фанагория» и другие крупные заводы предлагают экскурсии для всех.
По словам руководителя программы «Винный туризм» компании «Кубань-Вино» Элины Репкиной, экскурсионные программы прибыли не приносят. Это в первую очередь имиджево-образовательный проект, направленный на повышение культуры употребления вина. В конце экскурсии, после дегустации, туристы проходят посвящение и дают торжественную клятву не пить теплого шампанского и некачественного вина, после чего получают значок дегустатора.
«Дегустации — это не просто реклама вина. Главное, что человек, который придет на винзавод, увидит, как все это производится, поймет, что это настоящее натуральное вино, никакое не порошковое. Он задает вопросы, узнает, как правильно подавать и пить, он уже по-другому будет относится к вину», — рассказывает начальник управления по санаторно-курортному комплексу и туризму Темрюкского района Александр Шип.
Экскурсионные программы каждого из заводов различаются, так что стоит посетить несколько. «Кубань-Вино» делает акцент на игры и викторины: гостям предлагается угадывать ароматы, которые можно встретить в винах, а также отвечать на вопросы в ходе экскурсии и получать за правильные ответы призы. Кроме того, этом году на территории завода открылся небольшой винный музей. На заводе «Фанагория» туристы могут узнать не только секреты производства вина, но и увидеть, как изготавливают глиняную посуду: керамику продают как сувенир, также в глиняную посуду разливают фанагорийские бальзамы.
Интереснее всего приезжать на заводы с конца августа по октябрь, когда идет сбор урожая. Тогда можно видеть полный цикл производства: от поступления ягоды до розлива и упаковки готовой продукции. Стоимость таких экскурсий относительно невелика: экскурсия на «Фанагорию» без дегустации стоит 350 рублей, стоимость дегустационных программ варьируется. «Кубань-Вино» предлагает три экскурсионные программы, в которые входит дегустация, стоимость от 290 до 600 рублей. Подробные отчеты о посещении заводов и дегустационных залов будут опубликованы позднее.
Ежедневно авторские новости из анапского региона публикуются в разделе новостей на Travel.ru и на страницах проекта «Добро пожаловать в Тмутаракань». Заметки и фотографии также появляются в соцсетях Вконтакте, Facebook и Instagram.