Неблагоприятная ситуация в экономике не повод ставить крест на туристической отрасли.
Разумнее будет воспользоваться этой возможностью для развития внутренних направлений, считает Тарас Демура, директор по продажам и маркетингу туристической компании TUI Ukraine.
Туристический рынок Украины за последний год подвергся серьёзным испытаниям. АТО, девальвация и падение уровня жизни — сказались все эти факторы. Первое, от чего отказываются украинцы, — это шубы, бриллианты, массажи и путешествия. Спрос на туризм вообще довольно эластичен, отсюда и спад почти на 70%. Сейчас, после "мёртвых" января-февраля, рынок начинает подавать признаки жизни, в основном благодаря робкой надежде на стабилизацию. Турами интересуются люди, которые могут себе это сейчас позволить и уверены в завтрашнем дне. Таких счастливцев не слишком много — большинство граждан со сбережениями сейчас расставаться не готовы.
В итоге выездной турпоток из Украины, составлявший около 2 млн человек в год, сократился до 700-800 тыс. Куда же деваться оставшимся туристам? Некоторые операторы, в том числе и мы, пытаются сформулировать ответ на этот вопрос в виде развития предложений по внутреннему туризму. Этим путём пошли российские операторы; думаю, пришло время заняться внутренним рынком и нам. Конечно, важна поддержка государства. Но чиновники крайне смутно представляют себе нужды отрасли. Более того, сегодня им явно не до того, поэтому рассчитывать нам стоит прежде всего на себя самих.
Украина обладает широчайшим базовым набором возможностей, необходимых, чтобы стать полноценной туристической локацией. Есть памятники культуры, истории, море и горы — осталось взять это всё и превратить в полноценный туристический продукт. Который можно предложить людям, не готовым, как раньше, потратить на это $ 700, но способным позволить себе отдых за $ 300. Нужно просто знать, что предложить.
Сегодня туризм — это не столько место, куда вы хотите поехать, сколько то, чем вы хотите там заняться. Пляж, активный досуг, экскурсии — всё это виды отдыха. Именно на них в последние годы ориентируется отрасль: вкусовые, мировоззренческие, поведенческие предпочтения вместо чистой географии. Туры по Украине можно и нужно разделять по этому принципу, предлагая клиентам познавательные, гастрономические, "тусовочные" и другие туры.
Я считаю, что пора отходить от системы традиционных туров: проживание в санаториях советской постройки с питанием в столовке и экскурсиями в духе "здесь жил…". Есть люди, которые не собираются сейчас отдыхать за границей, но не намерены отказывать себе в отдыхе вообще. По моим подсчётам, их около 20-30% от общего количества отдыхающих. Они, как правило, не готовы заниматься организацией отдыха самостоятельно, но согласны платить за туры "под ключ", в которых всё уже организовано и продумано. Нужно только предложить им отдых без привязки к санаториям и старым "убитым" гостиницам.
Такое предложение существенно ограничивает отсутствие нормальной инфраструктуры. Но, опять-таки, это явный сигнал государству — туризм нужно поддерживать. Если не получается выделить деньги или привлечь инвесторов, нужно хотя бы определить чёткий перечень туристических объектов. Нужно сформировать их список, привести в порядок, пусть не все, но значительную часть, и операторы включат их в свои каталоги. У нас же нет ни их реестра, ни нормального кадастра.
До сих пор, если у чиновников появлялся какой-то бюджет на развитие туризма, деньги тратились на поездки по туристическим выставкам по всему миру. Нам это не нужно. Достаточно определить для себя четыре-пять основных целевых рынка, к примеру Германия, Польша, Беларусь, Прибалтика, и там активно себя пиарить — провести переговоры с ключевыми местными операторами, заинтересовать их финансово. Например, предложить им платить за каждого туриста $ 5, ещё $ 10 тратить на рекламу Украины.
По этому пути в 1970-е годы пошла Греция. Нужно было создать определённый интерес к своему продукту, и она платила Германии, чтобы в немецких школах был расширен курс изучения античной Эллады. Через 20 лет эти школьники прилетели в Грецию, чтобы увидеть то, о чём слышали на уроках.
У нас этого не понимают и не делают. Например, когда я был заместителем главы Госслужбы по туризму, мы общались с одним из вице-премьеров. Он говорил: "Я бы очень хотел, чтобы литературное наследие Полтавщины пользовалось спросом у иностранных туристов. Пожалуйста, сделайте соответствующие туристические маршруты, и пусть туристы к нам приезжают". Это и есть уровень понимания туристического продукта чиновниками. Многие из них, очевидно, думают, что всё, что нужно туристу, — это палатка и костёр. С таким подходом ситуация вряд ли изменится в обозримом будущем.