Турагентства столкнулись со сложностями с перечислением денег на расчётные счета туроператоров, обслуживающихся в банках "Фидобанк" и "Банк Михайловский". В этих двух финучреждениях, напомним, с интервалом в несколько дней была введена временная администрация, а сами они признаны неплатежеспособными. Типичная ситуация изложена на одном из профильных агентских сообществ в Facebook. "Счета банка ("Банк Михайловский". – Ред.) заморозили вместе с деньгами моих клиентов. До туроператора деньги не дошли… Как такую ситуацию разрулить?" – задаётся вопросом один из участников обсуждения.
По мнению директора консалтинговой компании "Блакитна Хвиля" Нины Козенко, решать такие вопросы в юридической плоскости весьма непросто. Поскольку в соответствии с банковским законодательством в первую очередь компенсации получают физлица. "Что же касается юрлиц, то они попадают примерно в седьмую-восьмую очередь кредиторов, и зачастую им уже не на что рассчитывать", – напомнила она. Представитель другой юридической компании полагает, что в данной ситуации самый простой путь – ещё раз проплатить за тур на актуальный расчётный счёт. Конечно, теоретически можно подать в суд на банк и даже выиграть судебный процесс, но в конечном счёте затраты на судебные издержки могут существенно превысить размер компенсации. К тому же вполне вероятно, что взыскать её будет уже попросту не с кого.
В туркомпаниях, согласившихся прокомментировать ситуацию, полагают, что если агентство перечислило деньги, а банк заморозил счета, то теперь проблемы уже не у агентства, а у туроператора. И многое зависит от готовности последнего идти на компромиссы. "Мы свои обязательства всё равно выполним", – заверил директор компании "Туристический Лидер" Александр Новиковский, отметив при этом, что все партнёры были заранее проинформированы о том, что проводить платежи через "Банк Михайловский" не надо.
В то же время, как следует из обсуждения данной темы на Facebook, далеко не всегда туроператоры идут навстречу своим партнёрам. В пример приводятся проблемные банки "Старокиевский" и "Имэксбанк", на счетах которых в своё время также зависли деньги. В итоге агентствам пришлось повторно производить оплаты уже за счёт собственных средств.